Каталог статей /

История Мексики :: Колониальный период

История Мексики · Ранний период · Предклассическая эпоха · Классическая эпоха · Постклассическая эпоха · Завоевание Мексики · Колониальный период · XIX век · XX век · XXI век · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «История Мексики»


Подробнее: Новая Испания

Падение империи ацтеков ознаменовало новую эпоху в истории Мексики — период 300-летнего испанского владычества, известный как Новая Испания. В состав Новой Испании входили современные территории Мексики, юго-западных штатов США (и, кроме этого, Флориды), Гватемалы, Белиза, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Кубы. Кроме того в её подчинении находились Филиппины и различные острова в Тихом океане и Карибском море. Столица располагалась в Мехико, назначаемый вице-король подчинялся непосредственно монарху Испании. При вице-короле находился совещательный орган — аудиенсия, обладающий одновременно административными и судебными полномочиями. Юрисдикция аудиенсии Мехико распространялась на южную часть страны, а юрисдикция аудиенсии Гвадалахары — на северную.

Новая Испания с 1763 по 1801 год:        до 1763 года         территории, присоединённые  после 1763 года
Новая Испания с 1763 по 1801 год:     до 1763 года     территории, присоединённые после 1763 года

Население Новой Испании по данным Александра фон Гумбольдта составляло на 1803 год 5,8 млн человек. Однако современные исследователи считают, что его численность не достигла этой цифры и к 1810 году, когда она равнялась 5 — 5,5 млн человек. Основная масса населения колонии в этот период состояла из её уроженцев, большая часть которых были индейцами.

Первое столетие после конкисты было обозначено резким сокращением численности коренных жителей, что заставило колонизаторов, нуждавшихся в рабочей силе и налогоплательщиках, перейти от прямого ограбления и истребления индейцев к их организованной эксплуатации, которая приобрела феодализированную форму. В результате этих изменений со второй половины XVII века начался медленный прирост аборигенного населения, и к началу XIX века его численность достигла уже 2,3 — 2,4 млн человек. Испанское законодательство признавало за индейскими общинами («эхидо») право владения землёй, запрещая её отчуждение без санкции властей. Однако имел место и захват испанцами общинных земель с последующим юридическим оформлением. Индейцы также считались лично свободными. В соответствии с законодательством труд их подлежал оплате и не должен был быть чрезмерно тяжёлым, не смотря на то, что на практике это не всегда соблюдалось.

С начала XVII века на индейцев налагалась принудительная трудовая повинность (репартимьенто, или куатекиль) в виде работы на рудниках, промышленных предприятиях и плантациях, строительства. Для этих целей власти выделяли определённое число мужчин в возрасте от 15 до 60 лет. С индейцев взималась подушная подать — трибуто, которую на рубеже XVIII и XIX веков платили один раз в год в размере двух песо все женатые мужчины от 18 до 50 лет, за исключением наследственных старейшин касиков, старост селений и других должностных лиц. Холостяки и одинокие женщины облагались податью в два раза ниже. Индейцам, согнанным со своих земель, приходилось наниматься батраками, другим за пользование землёй надо было отдавать часть урожая. В обоих случаях индейцы со временем становились наследственными долговыми рабами — пеонами.

Изображение представителей смешанных рас, населявших Новую Испанию
Изображение представителей смешанных рас, населявших Новую Испанию

Также, на плантациях и промышленных предприятиях и в качестве домашней прислуги работали негры, в большинстве своём являвшиеся рабами, которых завозили в Новую Испанию из Африки с середины XVI века. Но по причине высокой смертности и постепенного уменьшения, а после и полного прекращения их ввоза в результате начавшегося прироста индейского населения, численность негров к началу XIX века не превышала 10 тыс. человек.

Привилегированным слоем были гачупины — уроженцы метрополии — от 15 тыс. до 70 тыс. на начало XIX века. Они занимали все высшие административные, военные и церковные посты. Также определяющую роль в жизни колонии играло креольское население. Численность креолов к 1803 году составляла примерно 1 млн человек. Из их среды вышла большая часть помещиков, они пополняли ряды колониальной интеллигенции, занимали должности среднего и низшего уровней административного аппарата, церкви и армии.

Метисное население было лишено гражданских прав: метисы и мулаты не могли становиться чиновниками и занимать офицерские должности, не могли участвовать в выборах органов самоуправления. Они занимались ремеслом, розничной торговлей, служили в качестве управляющих и приказчиков, составляли большая часть мелких землевладельцев — ранчеро.

Одним из основных институтов вице-королевства являлась католическая церковь. Под её влиянием находилась вся духовная жизнь. Церковь ведала учебными заведениями, через инквизицию осуществляла цензуру, к концу XVIII века ей принадлежало более половины всего недвижимого имущества колонии. Новая религия легко слилась с язычеством индейцев, для миссионерских целей приспосабливались старые обычаи и сказания, которые можно было примирить с христианством.

Хозяйственная жизнь Новой Испании подчинялась интересам метрополии, для которой она была прежде всего источником драгоценных металлов, поэтому их извлечение стало важнейшей отраслью экономики. Рудники являлись собственностью короля, но на практике человек, открывший месторождение, получал его в постоянное владение и должен был отдавать в пользу короны только пятую часть добычи. Добыча рудников увеличилась с 2 млн песо в середине XVI века до 13 млн в середине XVIII века. Обрабатывающая же промышленность развивалась медленно.

Чтобы избежать конкуренции со стороны колониальной продукции, испанские власти запрещали выращивание в Новой Испании винограда, олив, конопли, льна — разрешалось выращивание только тех культур, которые не произрастали в Испании. Эти ограничения мешали развитию сельскохозяйственного производства.

Модель колониального рынка в  Тепоцотлане
Модель колониального рынка в Тепоцотлане

На протяжении большей части колониального периода экономические связи Новой Испании в основном ограничивались торговыми отношениями с метрополией, которые осуществлялись только через Веракрус и один испанский порт — Севилью, а с 1717 года — Кадис, прямая же торговля с иностранными государствами и с другими испанскими колониями (кроме Филиппин) запрещалась. Все товары облагались высокими таможенными пошлинами. Кроме того, при их продаже и перепродаже взимался особый налог — алькабала. Товары из метрополии и обратно перевозились до последней четверти XVIII века только специальными флотилиями, а с Филиппин в порт Акапулько — так называемым манильским галеоном.

В 1536 году при францисканском монастыре в Тлателолько был создан первый колледж Санта-Крус, где обучались только индейцы. 3 июня 1553 года в Мехико открылся университет, обучавший студентов теологии, юриспруденции, латыни, арифметике и геометрии, астрологии, медицине, музыке. В 1538 году в Мехико появляется первая в Новом Свете типография. Широкое распространение получил театр, использовавшийся миссионерами для обращения индейцев в христианскую веру, в частности ауто — драматическое произведение с библейским сюжетом.

Большим прорывом европейской науки в изучении растений стал объёмный, хорошо иллюстрированный, труд Франсиско Эрнандеса «История растений Новой Испании» (1570—1577), выполненный по заказу Филиппа II. В книгу вошли описания более 3000 растений и 500 животных, существовавших на территории современной Мексики. В то же самое время, но несколько более краткую работу о растениях в своём фундаментальном произведении «Общая история дел Новой Испании» (1576) написал Бернардино де Саагун. Обе книги опирались на сведения ацтеков об окружающем их мире, а потому могут считаться такими, которые мало подверглись европейскому влиянию. В дальнейшем рукопись Саагуна была забыта, но книгу Эрнандеса неоднократно заимствовали другие учёные: Хосе де Акоста, Нардо Антонио Рекки, Фабио Колонна, Хайме Онорато Помар, Грегорио Лопес, Федерико Чези, Хуан Барриос, Иоган де Лаэт, Иоан Эусебио Ньеремберг, Вильям Пизо, Роберт Лавэл, Джон Рэй, Джеймс Ньютон и прочие.

В XVII—XVIII веках в Новой Испании произошёл ряд восстаний, самыми крупными из которых были восстания индейцев тепеуанов, тараумара, кончо, тобосо, пима, апачей и других племён на северо-западе Новой Испании, индейцев Оахаки, Новой Мексики, Чьяпаса, Соноры, Калифорнии, Юкатана, выступления горняков Реаль-дель-Монте (1766), населения Сан-Луис-Потоси, Гуанахуато, Мичоакана (1767), Исукара (1781). Значительные городские волнения, в которых индейцы также сыграли большую роль, произошли в 1624 и 1692 гг. в Мехико. В течение колониальной эпохи не раз восставали рабы негры.

Непосредственным толчком к подъёму освободительного движения в Новой Испании, равно как и в других испанских колониях, послужили события 1808 года в метрополии, когда в результате французской интервенции и последовательного отречения королей Карла IV и Фердинанда VII наступил кризис власти.



80 чудес света: От Мексики до США только Мексика

Во второй серии фильма зрителю предстоит познакомиться с произведениями архитектуры и искусства народов древней ...
23:03 мин.

Видео «История Мексики»


  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!