Каталог статей /

Сиканская культура (Перу) :: Среднесиканский период

Сиканская культура (Перу) · Географическое положение и климат · Раннесиканский период · Среднесиканский период · Позднесиканский период · Этническая принадлежность · Примечания · Литература · Официальный сайт ·


Погребальная маска  9-11 вв. Местонахождение —  Метрополитен-музей
Погребальная маска 9-11 вв. Местонахождение — Метрополитен-музей

Среднесиканский период продолжался с 900 по 1100 гг. нашей эры Это период «культурного расцвета», он отмечается различными культурными нововведениями, ряд которых не имели прецедента в тех землях (Shimada 2000, p.52). Как предполагается, толчком к культурному расцвету стало возобновление местной политической и религиозной активности в результате разрушения государств Уари и Среднего Кахамарка, в результате чего Сиканская культура обрела относительную автономию. Для среднесиканского периода характерны 6 основных показателей: искусство и идеология, ремёсла и технология, погребальные обычаи, торговля на дальние расстояния, города-религиозные центры и монументальные храмы, и, кроме этого, структура и авторитет самого государства. Вместе указанные характеристики говорят, что Сиканская культура имела очень продуктивную экономику, чёткую социальную дифференциацию, и, кроме этого, влиятельную религиозную идеологию, которая определяла и диктовала структура теократического государства.

Искусство и идеология

Сиканское искусство является изобразительным по стилю и религиозным по своей природе. Такие особенности, как скульптурные изображения и минимизация количества цветов (от одного до трёх) были общей чертой для искусства ряда предшествующих культур, процветавших на северном побережье Перу. Сиканское искусство реконфигурировало мотивы, конвенции и концепции предшествовавших культур (в основном Уари и Мочика), создав совершенно новый уникальный стиль. Отсылки к прежним идеям, образам и методами предшествовавших культур в сиканском искусстве оказывались полезными тем, что поддерживали престиж и легитимность новой сиканской религии (Shimada, 2000, p.52).

В сиканской иконографии преобладает «сиканское божество» (Nickle Arts Museum 2006; Shimada 2000). Его образ украшает все произведения искусства сиканского периода, включая керамику, металлические изделия и ткани (Shimada 2000, p.52) Чаще всего его изображают в виде маски с поднятым взглядом (SAP 2007). Иногда его облик принимает птичьи черты, такие, как клюв, крылья и когти, которые проявляются на керамике раннесиканского периода (Shimada 2000, p.52). Эти птичьи черты связаны с основной фигурой сиканской мифологии — Наймлапом. Наймплап считается основателем первой династии доинкских царей в долинах Ла-Лече и Ламбайеке. В Легенде о Наймлапе, которую впервые записал испанский хронист Мигель Кабельо де Бальбоа в XVI веке, Наймлап считается прибывшим по морю на берег Ламбайеке на плоту из бальсового дерева. Он основал большой город, а каждый из 12 сыновей его старшего сына, в свою очередь, основал свой новый город на побережье Ламбайеке. Когда Наймлап умер, у него проросли крылья и он улетел в иной мир (Nickle Arts Museum 2006, p.18 и 65).

Образ Сиканского божества не является новым для среднесиканского периода ни по концепции, ни по чертам. Обе предшествующих культуры, мочика и уари, изображают единственную мужскую фигуру, а обращённый вверх взгляд, характерный для Сиканского божества, обычен для искусства и иконографии других доиспанских культур. Уникальной, но в тоже время, является иконография, сопровождающая изображения Сиканского божества (Nickle Arts Museum 2006, p.66). Луна и океан, вероятно, символизируют то, что Сиканское божество отвечало за благополучие морской живности и рыбаков. Наличие в иконографии водных мотивов свидетельствует также о важности для сиканцев ирригации и сельского хозяйства. Другие атрибуты, такие, как пара «солнце — луна», символизируют дуализм человеческой и небесной жизни. Также Сиканское божество изображали с ножами и отрубленными головами, что могло символизировать его могущество (Nickle Arts Museum 2006, p.66; Shimada 2000, p.52-53).

Присутствие Сиканского божества практически во всех видах сиканской иконографии особенно впечатляет в связи с почти полным отсутствием в среднесиканском искусстве человеческих изображений. Единственным исключением являются изображения Сиканского Правителя (Shimada 2000, p.53). Иконография Сиканского Правителя почти идентична Сиканскому божеству, с тем исключением, что он изображён в естественном виде и не имеет птичьих черт. (Shimada 2000, SAP 2007) Возможно, Сиканский Правитель является земным «альтер эго» Божества. (SAP 2007)

Ремёсла и технологии

Сиканские кубки 9-11 вв. из Ламбайеке (Перу). В настоящее время хранятся в  Метрополитен-музее (Нью-Йорк)
Сиканские кубки 9-11 вв. из Ламбайеке (Перу). В настоящее время хранятся в Метрополитен-музее (Нью-Йорк)

Среди населения Батан-Гранде было много искусных ремесленников. В среднесиканский период ремёсла процветали и были одной из отличительных характеристик этого времени. Тщательно отполированные керамические изделия с чёрным покрытием, известные из раннесиканского периода, получили широкое распространение на этой стадии, наряду с металлургией; с иной стороны, керамическая технология, использовавшаяся в среднесиканском периода, возникла и развивалась в течение 2500 лет из местных технологий производства керамики. В мастерских, одна из которых была обнаружена у Уака-Сиалупе к западу от Батан-Гранде, вероятно, были отделы для производства как керамики, так и металлических изделий.

Керамика, как средство выражения политической и религиозной идеологии в виде сосудов для хранения и приготовления пищи, архитектурных орнаментов, скульптур Божества или животных и др., процветала в этот период (Shimada 2000; Sican 2007). Керамисты, по-видимому, работали отдельно друг от друга. Раскопки в Уака-Сиалупе (Huaca Sialupe) выявили группы однотипных печей, использовавших местную древесину для растопки. Полевые эксперименты показали, что печи использовались либо для керамики, либо для металлургии (Shimada and Wagner 2001, p. 28). Для изготовления и украшения керамики типа Палетеада использовалась технология «лопатка и advil», а украшалась она геометрическим орнаментом (Cleland and Shimada 1998, p. 112). Монохромная чёрная керамика приобрела широкую популярность в регионе в среднесиканском периоде. В позднесиканском периоде на керамике сохранился только геометрический мотив (Sican 2007).

Металлургия — одно из важнейших достижений сиканской культуры. Её производство продолжалось в Батан-Гранде в течение почти 600 лет. В некоторых мастерских среднесиканского периода обнаружены свидетельства сразу нескольких видов производства, к примеру, керамики и металлов, поскольку их производители нуждались в одном и том же топливе для печей. Чёрная керамика обнаружена в погребениях как среднего, так и высшего класса, а металлические изделия — только в погребениях элиты.

Важным достижением среднесиканской металлургии было широкомасштабное использование сплавов, в частности, мышьяка с медью, которая была более гибкой и лучше сопротивлялась коррозии, чем чистая медь. Большое количество плавильных и металлообрабатывающих мастерских, обнаруженных в регионе Ламбайеке, указывают на совпадение множества факторов, приведших к распространению такого производства: наличие залежей руды, густые леса как источник топлива, традиция использования высокотемпературных печей, развившаяся в ходе производства керамики, традиция обработки золота — все эти факторы, а также спрос со стороны элиты, привели к широкому распространению металлообработки. Большое количество плавильных мастерских также указывает на количество труда, требовавшееся при использовании такого метода. По современным меркам метод плавки медных сплавов был неэффективным, он требовал существования большого количества мастерских и печей.

Общество

Изделия из драгоценных металлов, обнаруженные в археологических памятниках среднесиканского периода, беспрецедентны по своему количеству и разнообразию. Металлические предметы использовались всеми слоями общества. Тонкие листы из томпака использовались для обёртывания керамических сосудов для нижнего слоя элиты, тогда как верхний слой использовал золотые сплавы высокой пробы. Рядовые жители имели предметы только из сплава меди с мышьяком. Драгоценные металлические объекты являются явным свидетельством иерархии в сиканском обществе (Shimada 2000, p. 56).

На территории Батан-Гранде, как и в других крупных политических центрах среднесиканского периода, свидетельств производства и обработки металла не найдено, но в тоже время драгоценные металлические предметы явно предназначались для элиты. Элита контролировала производство металлических предметов для ритуальных или погребальных целей (Shimada and Merkel 1991, p. 86).

Погребальная практика

Раскопки позволили выявить многие особенности погребальной практики сиканцев, которые, в свою очередь, позволили антропологам понять организацию и религию сиканского общества. Большая часть сведений о погребальной практике почерпнута в ходе раскопок памятника Уака-Лоро, которые провел Идзуми Симада в сотрудничестве с Сиканским археологическим проектом (en:Sicn Archaelogical Project, SAP).

Прежде всего погребальные практики в Huaca Loro отражают социальное расслоение и иерархию, присущую сиканскому обществу. Это социальное расслоение открывается в разных способах и практиках погребения, а также в сопутствующих предметах захоронения.

Наиболее очевидное различие в способах погребения, основанное на социальной иерархии, состояло в том, что простонародье хоронили в незамысловатых неглубоких могилах вокруг монументальных насыпей, тогда как элита сиканского общества захоранивалась в глубоких скважинах под этими колоссальными холмами, как это можно видеть в Восточной и Западной гробницах Уака-Лоро (Shimada 2000; Shimada et al 2005). Далее, было выяснено, что социальный статус человека также определял то, как располагалось его тело для захоронения: сидя, лежа или склоненным. Например, телам членов высокостатусной элиты всегда придавалось сидячее положение, тогда как простолюдин мог быть похоронен сидя, лежа или в положении наклона (Nickle Arts Museum 2006, p. 87; Shimada et al 2004).

Торговля с другими цивилизациями

Разнообразие вещей, найденных в захоронениях, говорит о большой власти, которую имела элита среднесиканского периода. Их погребальная утварь была не только наиболее многочисленной, но также самой качественной, в некоторых случаях экзотичной по исполнению. Ни в одном из мест, где обнаружены свидетельства производства и обработки металла, не найдено следов местой добычи руды. Импортировались также раковины en:spondylus, изумруды, перья, различнные минералы — в основном из Северных Анд, в частности, из Эквадора (культуры Мантено и Милагро), Перу, Колумбии. Эти материалы могли идти и далее на юг, вплоть до земель Тиуанако в Южно-Центральных Андах и на восток до реки Мараньон, крупного притока Амазонки (Sican 2007; Shimada 2000; Cleland and Shimada 1998). Торговые сети среднесиканского периода, как представляется, не имели прецедента по размаху и ассортименту товаров, и таким образом содействовали распространению сиканской религии и политического влияния за пределами регионов Ламбайеке и Ла-Лече (Shimada 2000, p. 58). По всей вероятности, для транспортировки большого количества товаров сиканцы использовали караваны лам (Shimada 1985, p. 391).

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!